Нурлатцев беспокоит не только "Гондурас"
14 сентября 2004 года

Мы, нижеподписавшиеся...

"Требуем прекратить уголовное дело в отношении Фаррахова Наиля Салихзяновича... Мы уверены в том, что прекратить вымогательство и издевательство над нами со стороны организованных преступных группировок мы можем только с "оружием" в руках", - написали нурлатские предприниматели в письме, адресованном прокурору РТ после публикации в "ВК" статьи "Нурлатских предпринимателей "Гондурас" беспокоит" ("ВК", 1 июля). Под обращением - 76 подписей. (Копию этого письма нурлатские предприниматели принесли и в редакцию "ВК".) Больше всего их возмутило высказывание начальника первого отдела республиканской Прокуратуры Вагиза Саттарова о том, что материалами уголовного дела в отношении Фаррахова не подтверждены факты вымогательства. "Эта информация является неправильной, так как вымогательство денег у нас было раньше и существует в настоящее время", - утверждают нурлатские предприниматели.

Неизвестно, дошло ли письмо до прокурора и как он на него отреагировал. Мы же сразу отправились в Нурлат. Хотя бы затем, чтобы посмотреть на столь редкую в наше время "породу" людей, которые осмелились объявить войну сразу на два фронта: правоохранительным органам и криминалу. Впрочем, как показал опыт последних лет, некоторых представителей этих двух структур различить так же трудно, как однояйцевых близнецов.

Кто за базар отвечает?

...Главу Нурлатского района Фатиха Саубановича Сибагатуллина нурлатцы называют за глаза Фатихом Сабантуевичем. Очень уж любит он приглашать высоких гостей и устраивать по этому поводу народные гулянья. Но горожане не против - всем только польза. Ведь по роду своей трудовой деятельности все они делятся в основном на две категории: нефтяники и торговцы. И первые на этих праздниках охотно несут свои немаленькие заработки вторым. И схема "деньги - товар - деньги", которая движет рыночную экономику, и в Нурлате действовала бы безукоризненно, если бы не третья "прослойка" горожан - рэкетиры.

- Вон видите - это "гондурасовские" идут, их все в лицо знают, - показывает нам парней, неторопливо прогуливающихся неподалеку от рынка, предприниматель Фазыл Фаррахов - брат Наиля. - Не хотят они ни нефтяниками работать, ни свой бизнес открывать. Ведь вкалывать же нужно! Ни за что деньги хотят получать.

Рынок в Нурлате такой же миниатюрный и немноголюдный, как и сам городок. А у мини-маркетов такие нежные имена - "Лилия", "Сирень", "Диана", что как-то не верится, что в феврале недалеко от "Лилии" стреляли, а еще раньше в соседнем с "Дианой" магазинчике выбили все стекла. Одно стекло на входной двери до сих пор разбито. Чьих это рук дело, хозяйка магазина Эльза Галиева тоже до сих пор не знает. Но подозревает "гондурасовских".

- Это они напугать меня хотели, - говорит она. - Требовали 100 рублей в неделю, мол, делиться надо. Я сначала отказалась. С какой стати? Мне троих детей кормить, почему я должна с кем-то делиться? Тогда они стали угрожать, что товар испортят. Взяли как-то с прилавка кожаные перчатки за 500 рублей, мол, девушке знакомой в подарок. А через несколько дней я пришла с утра на рынок - стекла выбиты. Тогда я стала платить. А куда деваться? У меня трое детей...

- У меня тоже требовали по тысяче рублей в месяц, - признался предприниматель Ралиф Мингазов. - Я не платил. А однажды утром (это в позапрошлом году было) пришел в гараж за своей "буханкой", которую я еще с вечера товаром зарядил, чтобы по точкам развозить, а "буханки" нет! Причем гараж-то не взломан. Я тогда заявил в милицию, а что толку-то? Ну, завели они дело - и все. Сколько я ни бегал, ни узнавал, мне все отвечали, что пока никаких сдвигов. Потом мне знакомый, который тоже за товаром в Самару ездит, сказал, что моя машина под Самарой в кювете разбитая лежит. Естественно, без товара. Стекла все разбитые, колеса сняты! Да если бы мне тогда попался тот гад, который это сделал, я бы его на месте убил бы! А наша милиция только место занимает и форму надевает. Когда я привез свою раздетую "буханку" в Нурлат, милиционеры прибежали: давай, мол, мы отпечатки пальцев снимем. Да я их просто послал... У нас начальники РОВД меняются часто, а толку никакого. Вот весной опять нового поставили. А того, которого сняли, глава себе в первые замы взял.

- Ко мне месяца два назад ночью в магазин ломились, - рассказывает Салих Ахметсафин, у него магазин за территорией рынка. - Я позвонил в РОВД. Там как узнали, что звонок из частного магазина, даже не приехали, охрану, мол, нанимай. Я ружьем грабителям пригрозил - они отстали. А зимой мне тоже стрелять пришлось, правда, в воздух. Потом меня долго никто не беспокоил. Теперь опять каждую неделю подходят, деньги требуют. Но я опять лишь на себя надеюсь. Вон у соседа магазин ОВО охраняет, а его уже два раза грабили. А если бы меня так же, как Наиля избили, я бы тоже застрелил, не задумываясь. Пусть бы меня посадили, зато на пару негодяев меньше бы на земле стало.

- Да не мог Наиль просто так выстрелить в человека! - уверена Любовь Ефремова. - Мы с ним бок о бок работаем уже лет десять. Чтобы он человека обидел - никогда! Наоборот, всем помогает. Обходительный, уравновешенный. Когда мы из Челнов приехали, он нас тоже поддержал, советовал, как лучше дело начать. За что его сажать? Он себя защищал.

Следствие продолжается...

Но, так уж получилось, что себя защитить Наиль Фаррахов не смог, а своих коллег хоть как-то защитил. Ведь именно после того рокового выстрела районные власти прислали навести порядок на рынке Айрата Валиуллина - лейтенанта милиции. И рэкетиры пропали, по образному выражению Фазыла Фаррахова, как крысы с тонущего корабля. Когда предприниматели стали рассказывать мне, что теперь, если что, они к новому "директору" обращаются, до меня не сразу дошло, что "директором" они Валиуллина называют.

- А кто же он? - засомневалась было Любовь Ефремова, но тут же отбросила все сомнения: - Айрат и есть директор рынка: если кто приезжает, места у него спрашивает.

- Он тут теперь главный, - объяснила Гульнара Крылова. - Директор или нет - не знаю. Но, наверное, все же директор. У него тут есть еще какой-то смотрящий - милиционер.

А Наталья Ефремова еще добавила красок в эту радужную картину:

- Ко мне вот недавно подходили, деньги вымогали, угрожали, что контейнер спалят. Сначала 50 рублей требовали, а потом сто. Я дала им стольник. Так Айрат Анварович этих парней за руку поймал, в кабинет к себе завел и поговорил с ними. После этого они даже на рынок не заходят.

Но кое-кто из торговцев говорит, что "гондурасовские" снова начинают потихоньку по рынку гулять.

- Я их всех в лицо знаю, - рассказывает Гульнара Крылова. - И часто на рынке вижу. А чего они здесь ходят, просто так или опять трясут с тех, кто послабее, я не знаю. Вон у Гульнары, которая на выходе с очками стоит, несколько штук забрали. А куда она пойдет? За нее некому вступиться. И так постоянно: если мы успеем добежать до Айрата, вымогатели испугаются и убегут. Если нет - убегут с нашим товаром. И все. Больше мы ничего сделать не можем. А вот Наиль смог. Но сам же и пострадал.

Айрата Валиуллина я застала за выполнением своих служебных обязанностей: лейтенант проводил воспитательную беседу с торговцами-узбеками о том, что они должны оформить официальный трудовой договор с хозяином.

- Ты у нас хозяин, сынок, - не преминула высказать свою "законопослушность" пожилая узбечка.

А я спросила "хозяина", почему же он тех пойманных со "стольником" в руке парней отпустил?

- Они сказали, что просили взаймы, - объяснил Валиуллин. - А если у продавца вымогали, то почему она не написала заявление?

Ответ на этот вопрос я попробовала было получить в надзорном органе - в прокуратуре.

- Ну и что вам там наговорили на рынке? - задал мне встречный вопрос зампрокурора, не пожелав представиться (таблички на двери не было). А узнав, что предприниматели беспокоятся за Фаррахова, "обнадежил":

- Предварительное следствие по делу на стадии завершения. Виновен Фаррахов или нет, будет решать суд.

А невиновность того, кого ранил Наиль Фаррахов, уже доказана.

- Я его часто вижу на рынке, - говорит Фазыл Фаррахов. - Ходит, улыбается. Как победитель...

"Елена МЕЛЬНИК,"Вечерняя Казань